Настоящая история Земли

История Земли
Pixabay License

Когда Ева остается одна, к ней обращается змей и убеждает ее съесть запретный плод. По словам змея, Бог обманывает ее и утаивает от нее нечто хорошее — то, что может сделать ее подобной богу. Поддавшись обману змея, она ест запретный плод. Позднее Адам присоединяется к ней.

Итак, Адам и Ева, люди со свободой воли, сознательно восстали против законного владычества Бога Иеговы. Рай со всеми его благами был для них потерян. Что еще более печально, они лишились возможности есть плоды с другого дерева в Эдеме — дерева, которое символизировало право на вечную жизнь. В Библии записано, что Иегова «изгнал человека и поставил у восточной стороны сада Эдем херувимов и вращающийся меч с огненным лезвием, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бт 3:22—24).

Когда-то среди ученых, мыслителей и историков было принято подтверждать историчность и достоверность событий, описанных в библейской книге Бытие. Теперь же в моде подвергать сомнению подобные сообщения. Почему некоторые не доверяют библейскому рассказу об Адаме и Еве и Эдемском саде? Давай рассмотрим четыре наиболее распространенных возражения.

1. Место под названием Эдемский сад не существовало

Почему люди так думают? Возможно, определенную роль сыграла философия. Веками богословы считали, что Божий сад все еще где-то существует. Однако церковь подпала под влияние греческих философов, таких, как Платон и Аристотель, которые утверждали, что на земле ничто не может быть совершенным — совершенное может быть только на небе. Тогда богословы пришли к заключению, что первозданный Рай должен находиться ближе к небесам. Одни говорили, что этот сад располагается на вершине очень высокой горы, которая возвышается над пределами грешной земли; другие — что он находится на Северном или Южном полюсе; третьи — что он на Луне или рядом с ней. Неудивительно, что рассказы об Эдеме стали походить на легенду. Сегодня некоторые ученые считают абсурдными утверждения, что такое место, как Эдем, существовало на самом деле.

Однако Библия описывает Рай совершенно иначе. Из Бытия 2:8—14 мы узнаём некоторые подробности. Он находился на востоке местности Эдем и орошался рекой, которая разделялась на четыре рукава. В Бытии сообщается название каждой из этих рек и указывается, куда они текли. Долгое время эти подробности не давали покоя многим ученым, которые скрупулезно изучали этот библейский отрывок, стремясь найти современное местоположение древнего рая. Но эти исследования не увенчались успехом, а лишь породили множество противоречивых гипотез. Означает ли это, что географическое описание Эдема, его сада и рек — ложь или вымысел?

Стоит принять во внимание следующее. События в Эдемском саду происходили 6 000 лет назад. Моисей, который записал их, мог воспользоваться сведениями, передаваемыми в устной форме из поколения в поколение, или даже письменными источниками. Все же он описывал те события спустя почти 2 500 лет. К тому времени Эдема уже не было. Разве не могли на протяжении тысячелетий меняться особенности ландшафта, например русла рек? Кроме того, земная кора находится в постоянном движении. А местность, где, по всей видимости, был Эдемский сад, находится в зоне повышенной сейсмической активности: примерно 17 процентов крупнейших землетрясений происходят именно там. В таких регионах ландшафт постоянно меняется. Более того, вполне возможно, что рельеф той местности очень сильно изменился в результате Потопа дней Ноя[8].

Как бы то ни было, нам точно известно следующее. В книге Бытие об Эдемском саде говорится как о реально существовавшем месте. Две из четырех упомянутых в библейском сообщении рек, Евфрат и Тигр, или Хиддекель, текут по сей день, и некоторые источники, питающие их, находятся очень близко друг к другу. В Бытии даже называются некоторые земли, через которые текли эти реки, а также указываются полезные ископаемые, которыми была известна та территория. Израильтяне, к которым данное сообщение адресовалось в первую очередь, хорошо знали эти подробности.

Так ли построены мифы и сказки? Или же в них принято опускать детали, которые можно легко подтвердить или опровергнуть? Обычно сказка начинается словами: «Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве…» Однако в исторических сообщениях принято указывать существенные детали. Именно это характерно для повествования об Эдеме.

2. Трудно поверить, что Бог создал Адама из земной пыли, а Еву из его ребра

Современная наука подтверждает, что все химические элементы, из которых состоит человеческое тело, например водород, кислород и углерод, содержатся в земной коре. Но как из этих элементов могло образоваться живое существо?

Многие ученые выдвигают гипотезы о том, что жизнь возникла самопроизвольно. Они говорят, что простейшие формы жизни на протяжении миллионов лет постепенно становились все сложнее и сложнее. Однако термин «простейший» может вводить в заблуждение, так как все формы жизни, даже микроскопические одноклеточные организмы, невероятно сложны. Нет никаких доказательств тому, что какая-то форма жизни могла появиться случайно. Напротив, все живое служит неопровержимым подтверждением существования Творца, чей разум намного превосходит наш (Римлянам 1:20).

Представь, что ты слушаешь чудесную симфонию, или любуешься прекрасной картиной, или восхищаешься гениальным изобретением. Станешь ли ты утверждать, что все это появилось само собой? Конечно нет! Но ни один шедевр не идет ни в какое сравнение по сложности и красоте с телом человека. Можно ли допустить мысль, что у него не было Создателя? Странно, но именно это утверждают многие люди. Более того, в сообщении из Бытия говорится, что из всех живых существ на земле только человек создан по образу Бога (Бытие 1:26). Вполне понятно, почему лишь людям присуще стремление творить, свойственное Богу, и порой они создают выдающиеся изобретения или впечатляющие произведения в музыке и искусстве. Стоит ли удивляться, что творения Бога намного превосходят произведения людей?

Что же касается сотворения женщины из ребра мужчины, должно ли это вызывать недоумение[9]? Бог мог бы создать женщину и другим способом, однако то, как он это сделал, имеет глубокий смысл. Он хотел, чтобы мужчина и женщина образовали семью и, словно «одна плоть», были объединены нерушимыми узами (Бытие 2:24). Разве то, как замечательно мужчина и женщина могут дополнять друг друга, образовывая крепкий союз, не служит мощным свидетельством существования мудрого и любящего Создателя?

Более того, современные генетики признают, что все люди скорее всего произошли от одних прародителей. Так можно ли сказать, что сообщение из Бытия не имеет ничего общего с реальностью?

3. Упоминание о дереве познания добра и зла и дереве жизни похоже на миф

В библейском сообщении не говорится, что эти деревья сами по себе обладали какими-то особыми или сверхъестественными свойствами. Напротив, это были обычные деревья, которые Иегова наделил символическим смыслом.

Разве иногда люди не поступают подобным образом? Например, когда судья делает преступнику замечание о неуважении к суду, он подразумевает под судом не здание, а систему правосудия, которую суд представляет. Подобным образом скипетр и корона монарха служат символами его власти.

Что символизировали эти два дерева? Выдвигалось много сложных теорий. Но настоящий ответ на этот вопрос, с одной стороны, лежит на поверхности, а с другой — имеет глубокий смысл. Дерево познания добра и зла представляло исключительное право Бога решать, что добро и что зло (Иеремия 10:23). Неудивительно, что посягательство на плоды этого дерева было преступлением! Дерево жизни, в свою очередь, представляло дар вечной жизни, который мог дать только Бог (Римлянам 6:23).

4. История о говорящем змее больше напоминает сказку

Конечно, эта часть повествования из Бытия может показаться непонятной, особенно если не учитывать остальную часть Библии. Однако Священное Писание постепенно раскрывает эту тайну.

Что могло заставить змея «заговорить»? Израильтянам в древности были известны некоторые факты, помогавшие понять роль того змея. Например, они знали, что, хотя животные не обладают даром речи, духовное существо может создать впечатление, будто животное говорит. Так, Моисей написал о Валааме и о том, что Бог послал ангела, чтобы под его влиянием ослица Валаама заговорила, как человек (Числа 22:26—31; 2 Петра 2:15, 16).

Могут ли духовные создания, в том числе враги Бога, совершать чудеса? Моисей видел, как египетские жрецы, занимавшиеся магией, повторили некоторые чудеса, совершенные силой Бога, например превратили посохи в змей. Сила, которой они это сделали, могла исходить только от духов, противодействующих Богу (Исход 7:8—12).

Моисей скорее всего написал и книгу Иов. В ней многое рассказывается о главном противнике Бога, Сатане, который необоснованно подверг сомнению непорочность всех служителей Иеговы (Иов 1:6—11; 2:4, 5). Могли ли израильтяне тех времен заключить, что в Эдеме через змея к Еве обратился Сатана и обманом склонил ее к неверности Богу? Вполне возможно.

На самом ли деле через змея говорил Сатана? Иисус Христос сказал, что Сатана — «лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Разве выражение «отец лжи» не указывает на того, кто произнес первую ложь? Первой ложью были слова змея, обращенные к Еве. Хотя Бог предостерег людей о том, что, вкусив запретный плод, они умрут, змей сказал: «Нет, вы не умрете» (Бытие 3:4). Иисус знал, что за змеем стоял Сатана. Откровение, которое Иисус дал апостолу Иоанну, окончательно проясняет этот вопрос, называя Сатану «древним змеем» (Откровение 1:1; 12:9).

Трудно ли поверить в то, что могущественная духовная личность могла создать видимость, будто змей говорит? Даже люди, не обладая могуществом духовных созданий, могут овладеть искусством чревовещания, создавать разные иллюзии, показывать фокусы и представления со спецэффектами.

Наиболее убедительное доказательство

Например, в Библии Иисус Христос назван «верным и истинным свидетелем» (Откровение 3:14). Будучи совершенным человеком, он никогда не лгал и не искажал истины. Более того, Иисус говорил, что он жил задолго до прихода на землю и находился рядом со своим Отцом, Иеговой, «прежде появления мира» (Иоанна 17:5). Значит, он существовал, когда создавалось все живое на земле. О чем рассказывал этот самый надежный свидетель?

Иисус говорил об Адаме и Еве как о реально существовавших людях. Объясняя, что единобрачие — это установленная Иеговой норма, он привел в подтверждение брак Адама и Евы (Матфея 19:3—6). Если их никогда не было и если сад, в котором они жили, был лишь вымыслом, тогда либо Иисус был обманут, либо он обманывал других. Ни то, ни другое невозможно. Иисус наблюдал с неба, как разворачивались драматические события в Эдемском саду. Может ли чье-то свидетельство быть более убедительным?

По сути, недоверие к сообщению из книги Бытие подрывает веру в Иисуса. Кроме того, не имея доверия к этому повествованию, невозможно понять важнейшие учения Библии и поверить воодушевляющим обещаниям Бога.

Местоположение Эдема

 Где находился Эдемский сад, точно не установлено. Главная зацепка в его поисках — это библейское описание реки, которая выходила «из Эдема» и разделялась на четыре рукава: Евфрат, Хиддекель, Фисон и Гихон (Бт 2:10—14). Река Евфрат (евр. Пера́т) хорошо известна, рекой Хиддекель в древних надписях называли реку Тигр. (Ср. также Дан 10:4.) Однако о двух других реках, Фисон и Гихон, почти ничего не известно.

Жан Кальвин и позднее Франц Делич предлагали искать Эдем в Нижней Месопотамии, у сев. оконечности Персидского залива, приблизительно в том месте, где сближаются русла Тигра и Евфрата. Эти исследователи отождествляли Фисон и Гихон с каналами между этими реками. Но в таком случае это были бы притоки, а не рукава, отходившие от главного русла. Если судить по еврейскому тексту, Эдемский сад находился в горном районе к С. от Месопотамской низменности, там, где Тигр и Евфрат сегодня берут свое начало. Поэтому в одном библейском переводе, в примечании к Бытию 2:10, говорится: «В евр[ейском языке] устье реки называется словом „конец“ (ИсН 15:5; 18:19). А здесь используется форма множественного числа слова рош («голова»), которое, вероятнее всего, обозначает верхнее течение. […] Такое использование этого слова подтверждается родственным аккад[ским] словом решу»[10]. То, что в наши дни Тигр и Евфрат имеют разные истоки, и то, что Фисон и Гихон невозможно ни с чем отождествить, вероятно, объясняется последствиями Ноева потопа, в результате которого рельеф земли сильно изменился: одни реки исчезли, а другие появились.

Уже долгое время Эдемский сад принято отождествлять с горным районом на В. Турции, находящимся примерно в 225 км к Ю.-З. от горы Арарат и в нескольких километрах к Ю. от озера Ван. Поскольку херувимы были поставлены только у вост. стороны сада, с той стороны, где вышли Адам и Ева, можно предположить, что Эдем окружала естественная преграда, например горы (Бт 3:24).

После изгнания Адама из его райского дома никто уже не возделывал сад и не заботился о нем, поэтому он, очевидно, зарос и стал местом обитания диких зверей. В конце концов Эдемский сад был уничтожен водами Потопа, а место, где он находился, было забыто. Осталось лишь библейское свидетельство о его существовании (Бт 2:15).

Читайте также:

Добавить комментарий