Лунная афера США
4.2.2. Выход на околоземную орбиту.
Могла ли состояться экспедиция на Луну, если бы во время выхода на околоземную орбиту произошла авария, взрыв, разрушение ракеты или полезного груза; или любая из трёх ступеней не смогла бы отработать необходимое количество импульса для придания полезному грузу первой космической скорости?
Я прошу заметить, что вероятность успешного вывода полезного груза на околоземную орбиту с помощью трёхступенчатой ракеты «Сатурн-5» вычисляется следующим образом:
- вероятность успешной отработки первой ступени всеми пятью двигателями F-1
- И безаварийного её отделения
- И успешного включения всех пяти двигателей J-2 второй ступени
- И успешной отработки второй ступени всеми пятью двигателями J-2
- И безаварийного отделения второй ступени
- И успешного включения двигателя J-2 третьей ступени
- И успешной отработки необходимой части топлива третьей ступенью
- И безаварийного отключения двигателя третьей ступени.
Очевидно, что доводка нового ракетоносителя в 60-70-х годах являла собой довольно длинный, сложный, дорогой, а подчас и трагичный процесс; тем более, если речь идёт не только о принципиально новой технике, но скорее об уникальной ракете, технические характеристики которой невозможно повторить даже спустя 45 лет!
Для тех, кто интересуется техническими подробностями и историей ракеты-носителя «Сатурн-5», сама постановка вопроса о выводе с её помощью на околоземную орбиту полезного груза будет выглядеть абсурдом. Ранее в этой работе мы уже частично разбирали этот вопрос и упоминали соответствующие исследования авторитетных специалистов.
Как же оценить вероятность успешной работы системы, которой в принципе не существовало в заявленных НАСА параметрах?
Здесь, как сказал один очень известный товарищ, мы пойдём другим путём… А именно, давайте представим себе, что такой ракетоноситель существовал, и, более того, функционировал на стадии вывода полезного груза на околоземную орбиту именно с таким уровнем надёжности, как утверждает НАСА! В таком случае обвинить меня в предвзятости просто невозможно.
Итак, два тестовых испытания – первые два запуска этой ракеты в 1968 и 1969 году в беспилотных вариантах – завершились по версии НАСА «удачно» лишь в смысле отработки неких отдельных систем. Но в целом программа вывода полезного груза на планируемую орбиту ни в первом, ни во втором случае выполнена не была.
После этого, как я уже отмечал, у ракеты «Сатурн-5» пошёл «счастливый период», когда все пуски (согласно официальным данным) с выводом на околоземную орбиту полезной нагрузки (в виде космических кораблей «Аполлон» с живыми астронавтами) общей массой порядка 140 тонн происходили исключительно успешно. Это были запуски следующих «Аполлонов»: 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17. Давайте ещё присовокупим сюда запуск «Скайлэба», хотя даже по данным НАСА его масса якобы составляла 70, а не 140 тонн. Но мы не будем мелочиться…
Итак, всего за официальную историю
эксплуатации «Сатурнов-5» имеем 12 запусков, из которых 2 – неудачные.
Это означает, что часть неудач составляет 2/12, а успехов –
соответственно 10/12 или 0,8(3). Таким образом, официальное (от НАСА)
значение надёжности эксплуатации «Сатурна-5» как ракетоносителя для
вывода полезного груза на околоземную орбиту составляет немногим более
83%.