Настоящая история Земли
Эффект домино
Часто люди, считающие себя христианами, зачастую сами не понимают двух важных вопросов – почему на Земле столько страданий и зачем нужен был Иисус, какую роль он сыграл в человеческой истории? Мятеж против Бога в Эдемском саду поднял важный спорный вопрос. Мы должны исследовать его, чтобы понять, почему современный мир наполнен злом и страданиями и почему Бог допускает зло.
Как мы помним, на заре человеческой истории Бог Иегова сказал Адаму, что он не должен был есть с определенного дерева в саду. Что случилось бы, если бы Адам все же сделал это? Бог сказал: «Смертию умрешь» (Бытие 2:17). Но Сатана сказал как раз противоположное. Он предложил жене Адама, Еве, поесть с запрещенного дерева. «Нет, не умрете», — сказал Сатана. Он сказал даже Еве: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги [Бог, НМ], знающие добро и зло» (Бытие 3:1—5).
Ева не послушалась Бога и ела. Почему? Ева поверила Сатане. Она эгоистично думала, что не слушаться Бога было бы полезно для нее. Она заключила, что ни ей, ни Адаму не нужно больше отдавать отчета Богу. Им не нужно больше повиноваться Его законам. Они могут сами решать за себя, что есть «добро» и что «зло». Адам последовал Еве и тоже поел. Обсуждая первоначальный грех человека против Бога, в сноске в The Jerusalem Bible говорится: «Это познание является… способностью самостоятельно решать, что есть добро и что зло, и поступать соответственно, т. е. претензией на полную моральную независимость… Первый грех был возмущением против суверенитета Бога». Это было нападением на право Бога быть абсолютным Правителем или Владыкой над людьми.
Следовательно, съев запрещенный плод, Адам и Ева сделались независимыми от Божьего господства. Они начали жить самостоятельно, делая «добро» или «зло» согласно своим собственным решениям. Важный спорный вопрос гласил поэтому: имеет ли Бог право быть абсолютным правителем человечества? Другими словами: должен ли Иегова решать, что является добром или злом для людей? Компетентен ли Он устанавливать, какое поведение правильно и какое нет? Или человек в состоянии сам лучше управлять собой? Чей образ правления самый лучший? Могут ли люди под невидимым руководством сатаны господствовать успешно без руководства Иеговы? Или необходимо Божье руководство, чтобы создать справедливое правительство, которое принесет постоянный мир на земле? Все эти вопросы были подняты во время нападения на суверенитет Бога, на Его право быть единственным и абсолютным Правителем человечества.
Конечно, как только произошло восстание, Иегова мог бы уничтожить всех трех восставших. Не было сомнений, что Он был более могущественнным, чем Сатана или Адам и Ева. Но их уничтожение не было бы лучшим решением вопроса. Например, не был бы дан ответ на вопрос, могут ли люди сами успешно править собой без Божьей помощи. И так Иегова уделил время для разрешения этого важного спорного вопроса.
Прошло время. Что же показывают теперь результаты? Показали ли 6 000 лет истории, что люди могут успешно править сами собой без Божьего руководства? Создали ли люди хорошие правительства для общего благословения и счастья? Или же показывает история, что правильны слова пророка Иеремии: «Не в воле человека путь его,… не во власти идущего давать направление стопам своим»? (Иеремия 10:23).
В течение истории были использованы всевозможные формы правления, но ни одна из них не принесла безопасности и настоящего счастья всем тем, кто живет под их правлением. Некоторые люди, может быть, указывают на признаки прогресса. Но можно ли говорить о настоящем прогрессе, когда стрела и лук заменились атомной бомбой и мир теперь объят большим страхом перед дальнейшей мировой войной? Какой это прогресс, когда люди могут прогуливаться по луне, но не могут жить вместе в мире на земле? Какова польза в том, что люди могут строить дома со всякого рода современными удобствами, если семьи, живущие в них, разъединены раздорами? Можно ли гордиться беспорядками на улицах, уничтожением жизни, разрушением собственности и широко распространенным беззаконием? Конечно, нет! Но это является результатом попытки людей править собой самостоятельно, без Бога (Притчи 19:3).
Факты очевидны. Попытки людей править самими собой независимо от Бога оказались большим провалом. Они причинили людям много страданий. «Человек властвует над человеком во вред ему», — заявляет Библия (Екклесиаст 8:9). Ясно, что люди нуждаются в Божьем руководстве, чтобы управлять своими делами. Точно так же, как Бог создал человека с потребностью есть и пить, он был создан и с потребностью повиноваться Божьим законам. Если человек игнорирует Божьи законы, он попадет точно так же в трудности, как если бы он пренебрегал потребностью своего тела в пище и воде (Притчи 3:5, 6).
Однако кто-нибудь мог бы спросить: «Почему Бог уделил так много времени, приблизительно уже 6 000 лет, чтобы выяснить этот спорный вопрос? Не могло ли это дело быть давным давно выяснено удовлетворительным образом?» Конечно, нет. Если бы Бог вмешался уже долгое время тому назад, то могло бы быть предъявлено обвинение, что людям не было дано достаточно времени для экспериментирования. Но теперь у людей было обилие времени, чтобы развить форму правления, удовлетворяющую все нужды подданных, как и сделать научные открытия, которые могли бы содействовать всеобщему благосостоянию. В течение столетий люди испробовали почти все возможные формы правления. И их успех в области науки был достойным внимания. Они использовали атом и летали на луну. Но каковы были результаты? Принесло ли это с собой грандиозную новую систему на благо человечества?
Вместо этого на земле больше несчастья и бед, чем когда-либо прежде. Преступность, загрязнение окружающей среды, войны, распад семьи и другие проблемы достигли такого опасного уровня, что ученые считают его угрожающим существованию людей вообще. Да, после около 6 000 лет человеческого господства и после того, как была достигнута высшая точка научного «прогресса», человечеству теперь угрожает самоуничтожение! Как же ясно, что человек не может успешно управлять собой независимо от Бога! Также никто не может теперь жаловаться, что Бог не уделил достаточно времени для выяснения этого вопроса.
Бог определенно имел веские причины, почему Он допустил, чтобы люди под господством Сатаны так долго делали зло. Своим восстанием Сатана поднял еще один спорный вопрос, разрешение которого тоже потребовало времени. Исследование этого вопроса поможет нам еще лучше понять, почему Бог допустил зло.
Многие искренние прихожане церквей считают, что верить в существование Адама и Евы необязательно, чтобы быть хорошими христианами. Но это лишь на первый взгляд. Давай рассмотрим следующую линию рассуждений и увидим, к чему она нас приведет.
Возьмем, к примеру, библейское учение, дорогое сердцу многих прихожан,— учение о выкупе. Согласно ему, Иисус Христос отдал свою совершенную человеческую жизнь в качестве выкупа, чтобы спасти людей от грехов (Матфея 20:28; Иоанна 3:16). Как известно, выкуп — это соответствующая по ценности плата, чтобы выкупить потерянное или утраченное. Вот почему в Библии об Иисусе говорится как о «соответствующем выкупе» (1 Тимофею 2:6). Соответствующем чему? В Библии дается ответ: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Коринфянам 15:22). Совершенная жизнь, которую Иисус пожертвовал за послушное человечество, соответствует совершенной жизни, которую Адам потерял из-за первого греха в Эдеме (Римлянам 5:12). Ясно, что, если бы Адам не существовал, искупительная жертва Христа была бы абсолютно бессмысленной.
Если отвергать или преуменьшать значимость сообщения из Бытия об Адаме и Еве, то создается эффект домино, в результате которого подрываются почти все основные учения Библии! Такой ход мысли порождает массу вопросов, на которые нет ответов, и веру, которая ни на чем не основывается (Евреям 11:1).
Наконец мы подошли к фундаментальному вопросу: можно ли удовлетворить потребность людей в осмысленной и целенаправленной жизни, если отвергать это сообщение из Бытия? По мнению Ричарда Докинса, ведущего эволюциониста и атеиста, в основе Вселенной нет «никакого замысла, никакой цели, никакого зла и никакого добра — ничего кроме слепого, жестокого безразличия». Какой поистине безрадостный взгляд, полностью противоречащий человеческому естеству!
В полной противоположности этому в Библии даются удовлетворяющие ответы на самые важные в жизни вопросы: откуда мы произошли? В чем смысл жизни? Почему в мире столько зла и страданий? Будет ли когда-нибудь положен конец злу? И на другие вопросы. К тому же благодаря вере в выкуп Христа можно иметь надежду на вечную жизнь в райских условиях, какие были в Эдеме, куда Бог поселил первых людей, Адама и Еву (Псалом 37:29; Откровение 21:3—5). Какая же замечательная надежда!
Хотя сообщение об Адаме и Еве, возможно, не согласуется с теорией эволюции, оно не противоречит известным научным фактам. Более того, оно полностью согласуется со всеми остальными книгами вдохновленного Богом Слова, Библии, в котором объясняется, в чем заключается настоящий смысл жизни.